[b]ВЕДЬМА" ОТ СЛОВА "ВЕДАТЬ" [/b] Есть книги, которые крайне трудно оценивать, потому что их уже нельзя отнести к художественной литературе, но ещё рано – к учебникам. Это как Библия – разбирать её стиль, композицию или сюжет кажется святотатством. Она не для того была написана. Это НЕ художественная литература, чтобы её критиковать и подвергать анализу. Странно же оценивать литературные достоинства учебника по математике.
Так и новая книга Пауло Коэльо «Ведьма с Портобелло». И все предыдущие его книги. Они написаны в жанре романа, но кто хоть раз их читал, понимает, что происходящие там события – только предлог для изложения взглядов писателя.
Книга написана как воспоминания разных людей о жизни в высшей степени необычной женщины Афины. Назвать эту Афину ведьмой после Гарри Поттера и его помахиваний волшебной палочкой язык не поворачивается. Она, скорее, Учитель, подвижник, проповедница нового учения. Люди, знавшие её лично, рассказывают о её детстве, юности, отношениях с людьми, о том, чему она пыталась научить. Афина, или по паспорту Шерин Халиль, выросла в приёмной семье в Ливане, затем из-за войны эмигрировала в Англию. Она училась в университете, но, поняв, что ей это не подходит, пошла работать в банк. Вышла замуж, развелась. У неё родился сын. В это же время она становится участницей не совсем обычных танцев. Эти танцы помогают Афине стать самой собой. И она учит танцевать других людей, тем самым помогая им. Она уезжает работать в Дубай, где в пустыне учится у бедуина каллиграфии. Затем едет на поиски своей настоящей матери (никаких мыльных опер! Вообще, все поступки героини кажутся вполне естественными в силу её характера). В Румынии она находит мать и встречает женщину, которая становится её Учителем. Когда Афина возвращается в Лондон, у неё самой появляются последователи. Она начинает устраивать собрания, объясняя людям суть очень древнего учения, которое она проповедует. Официальной церкви это, естественно, не нравится. Афине начинают угрожать расправой. Она инсценирует своё убийство и исчезает.
Я изложила практически весь сюжет книги, но это ни на шаг не приблизит Тебя к пониманию того, что хотел сказать Коэльо. А это самое главное. Излагать подобное в рецензии я не считаю возможным, так как это касается религии и связанных с ней спорных вопросов. Верить Коэльо или не верить – личное дело каждого.
Интерес к эзотерике, религии и древним верованиям после Миллениума не только не угас, но стал ещё сильнее. Вспомнить хотя бы нашумевший «Код да Винчи» – за детективной интригой скрывается изложение вполне определённых теорий. Так и здесь. Книги Коэльо – это учебники жизни. Кто-то захочет учиться по ним, кто-то выберет другие. Но не стоит отрицать, что автор пытается научить нас делать добро. А это ли не главная наука?
Галина ЗЕЛЕНОВА
galina@studgorod.com