ГРАФФИТИ В САРАТОВЕ Когда-то граффити использовали политические активисты для высказывания лозунгов и уличные банды для метки территории. Сейчас кто-то причисляет его к изобразительному искусству, а кто-то считает, что это никому не нужное занятие. Евгений Аверьянов, студент Академии права, профессионально занимается граффити в Саратове. Женя выполнил около 40 рисунков и планирует на этом не останавливаться. Граффити для него - это не просто увлечение, а собственная философия. Он рассказал "СтудГороду" о технических и прочих тонкостях этого занятия.
СГ: Женя, как у Тебя возникла идея заняться граффити?
Женя: Всё началось с того, что лет в пятнадцать я увидел первую передачу про граффити в Москве и Питере, когда там всё уже было на высоком уровне, а в регионах только начиналось. Захотелось самому: вначале подражал кому-то на бумаге, потом попробовал баллонами, и меня затянуло. У меня нет специального образования. Ориентировался на старших ребят, которые что-то умели. Потом отошёл от этого. До сих пор ищу что-то своё. Граффити нельзя просто научиться. Это то, что должно быть у Тебя в голове. Сейчас это моё самовыражение. Так я реализую собственные мысли, которые не смогу всем людям объяснить иначе, только нарисовать. Надписи должны нести определённый смысл, они должны заставить людей задуматься: война, мир, любовь… Любое слово, которое натолкнёт на мысли.
СГ: Сложно ли выполнить граффити технически?
Женя: Самое важное не то, как Ты рисуешь на бумаге, а сможешь ли перенести это на стену аэрозолем. Техника приходит с опытом. Когда подхожу к стене, в первую очередь оцениваю поверхность: нужно ли грунтовать, чтобы краска лучше ложилась. Отдельные виды красок могут не сочетаться между собой, например, автомобильная и специальная краска для граффити. Во время работы можно кардинально переделать собственный эскиз, можно ошибаться и исправлять. Если уж заниматься, то серьёзно. Работай - и всё получится!
СГ: Работаешь ли Ты за деньги?
Женя: Заказы я получаю периодически. Первая половина 2007 года была особенно удачной. Нас постоянно приглашали рисовать. Компании, частные лица, предприниматели начинают относиться к граффити серьёзно: не как к детскому баловству, а как к виду изобразительного искусства.
СГ: Так Ты считаешь, что это особая культура - граффити?
Женя: Да, и важно изменить представление о граффити в обществе. Многие люди, особенно старшего поколения, считают, что это вандализм и хулиганство. Но я думаю, что это лучше, чем пить и курить. Граффити - молодёжная субкультура. Лучше отдавать себя чему-то интересному и значимому, чем растрачивать попусту.
СГ: А как к этому относятся окружающие?
Женя: Весной я выполнял одну работу, неподалеку от дома. Реакция была двоякой: с одной стороны, бабушки и дедушки ругались, кричали, что "руки нужно оторвать тем, кто это делает". С другой стороны, люди, которые просто смотрели из окон и которым это было необычно и интересно, говорили: "Молодец!". В целом, это позитив. Зависит и от того, как Ты сам всё преподносишь. Без пошлости, без мата, без политики.
СГ: Где Ты чаще всего рисуешь?
Женя: К сожалению, в Саратове ситуация с местом для рисования напряжённая. Власти почему-то не идут нам навстречу. В городе огромное количество исписанных стен: на многих ужасные слова, иногда даже мат. Всё это хочется закрасить. Но приходится искать те места, где Тебя не увидят, или договариваться, скажем, с хозяевами гаражей или комплексов. Сам я из Астрахани, где профессиональных художников граффити больше на данный момент. Власти выдали чуть ли не километры стен, где каждый желающий может выйти и порисовать, зная, что ничего ему за это не будет.
СГ: Были ли у Тебя проблемы с законом на почве граффити?
Женя: Сотрудники правоохранительных органов не раз указывали на закон, объясняя, что я не прав. Но они относятся к этому весьма лояльно. Я объяснял ситуацию: что именно я хочу нарисовать, для чего, что никого не хочу обидеть или причинить ущерб. Мне шли навстречу, но все люди разные… Благодаря сайту, посвящённому граффити, начался подъём. Сейчас людей, заинтересованных в этом искусстве, стало больше. Мы пытались общаться с властями, молодыми депутатами, с правительством. Но у них свои дела и заботы. Пока не до нас.
СГ: Что даёт Тебе граффити?
Женя: Когда я рисую, получаю от этого истинное удовольствие. Граффити помогает в общении. Со мной иногда здороваются люди, с которыми я лично не знаком, делятся впечатлением от моих рисунков.
СГ: Ты планируешь связать свою дальнейшую жизнь с граффити?
Женя: Я бы очень хотел это не забрасывать. Понимаю, что чем старше буду становиться, тем сильнее буду отдаляться от этого занятия. Профессия юриста не особо связана с граффити…:) Пока ничего не могу сказать. Одно знаю точно: люди, занимайтесь теми вещами, которые вам нравятся. Не оглядывайтесь назад, идите только вперёд, и у вас всё обязательно получится.
Наталия БОГАТСКАЯ
bogatskaya@studgorod.com
Екатерина ЧЕРЕПАНОВА
cherepanova@studgorod.com